Авторская оценка: 8/10 Забавно, но те же самые зрители, что без энтузиазма встретили дебют режиссёра «Я хочу держать тебя за руку» /1978/, ностальгическую картину о группе «шестидесятников», пришли в неописуемый восторг от ставшего лидером сезона «Назад в будущее» – фантастической комедии, сближающей «тинейджеров» периода расцвета «рейганомики» с их сверстниками середины 1950-х. Рональд Рейган даже лично цитировал фразы из фильма (включая коронную «Мы отправляемся, нам не нужны дороги») в своих выступлениях на публике, хотя и слегка обиделся на язвительное замечание Эммета Брауна о том, каким «хорошим» Президентом станет «звезда» Голливуда, – и, по слухам, настоятельно просил авторов вырезать эту реплику. А между тем и режиссёр, и его соавтор по сценарию Боб Гэйл, два ярких «бэйби-бумера» (т.е. представители поколения baby boom), вовсе не стремились к высокому пафосу, обнаруживая неразрывную связь эпох. Напротив, процесс, охарактеризованный в названии при помощи остроумного парадокса, предельно увлекателен, динамичен, искрится причудливой фантазией и пронизан незлобивой иронией. По сравнению с приключениями МакФлая (производное от слова «fly» – ‘летать’) даже путешествия на «машине времени», занимательно описанные Гербертом Уэллсом, свидетельством уважения к которому служат многочисленные отсылки к самой известной /1960/ киноверсии его романа, не покажутся такими уж лихими и захватывающими! Сумасшедший научно-технический прогресс – в образе «Дока» Кристофер Ллойд уморительно совместил черты физика Альберта Эйнштейна с манерами композитора Леопольда Строковского… Безумная политика, вплоть до того, что причиной странствия оказываются ближневосточные террористы…Скромная мода на одежду, музыку и стиль поведения, ныне вызывающая лишь умиление… Ростки будущей субкультуры в общей консервативной атмосфере послевоенной Америки – вспомним эпизод исполнения композиция «Johnny B. Goode», классической лишь для Марти… Утверждение себя как личности, способной отстоять свою честь в драке с хулиганами, и первые шаги в личной жизни… Возникает ощущение, что всё смешалось в сознании авторов, при этом совершенно не отразившись на самой истории, воспринимаемой очень легко. И тем не менее доминирующей силой безостановочного, фееричного действа оказывается воображение, подпитываемое из самых разных источников, начиная с ностальгических воспоминаний о наивных детских комиксах про кровожадных пришельцев. А уже базирующееся – на бесчисленных кинофильмах, служивших подлинной отдушиной в провинциальных городках вроде того, где очутился МакФлай. Майкл Дж. Фокс, подчиняясь требованиям продюсеров телесериала «Семейные узы», согласился ради этой роли на изнуряющий график, работая по 20 часов в сутки, – и не прогадал, мастерски воплотив собирательный образ героя-подростка своего времени. Что уж удивляться тому, как свободно и органично творчество Земекиса впитало постмодернистскую эстетику – в её американском варианте, отнюдь не исключавшем зрелищности и откровенной развлекательности?! источник |